Комплексное сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. В Автономной некоммерческой организации среднего профессионального образования «Колледж Волжского университета имени В.Н. Татищева» осуществляется организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение образовательного процесса.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей, коррекцию взаимодействия преподаватель − студент-инвалид. Все эти вопросы решаются совместно с кураторами учебных групп, заведующими отделениями, директором.
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов, сохранения здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. АНО СПО «Колледж ВУиТ» располагает оборудованным медицинским пунктом, предоставляющим бесплатную медицинскую помощь.
Преподаватели и учебно-вспомогательный персонал прошли повышение квалификации по программе «Особенности обучения инвалидов и лиц с ОВЗ» в объеме 72 часа, с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема - передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.
При необходимости возможно введение в штат должностей сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха; тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением зрения.
На первом этаже для лиц с ОВЗ и инвалидов оборудована аудитория (первый этаж: позиция 34(ауд. Б - 111)) для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. В данной аудитории оборудованы специальные места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по одному месту по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения): первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске выделен стол у дверного проема, увеличен размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. Имеется мультимедийное оборудование (интерактивная доска, интерактивный дисплей, мультимедиа-проектор), документ-камера и переносная звукоусиливающая аппаратура.
Оборудовано помещение для самостоятельной работы (первый этаж: позиция 13 (ауд. Б - 104)). В помещении для самостоятельной работы установлен ПК с клавиатурой Брайля, ПК со звукоусиливающей аппаратурой, оборудовано рабочее место для лиц с нарушением ОДА с учетом подъезда и разворота на кресле-коляске.
Сформирована версия для слабовидящих оригинала сайта вуза с использованием программного модуля 1С: Битрикс «МИБОК: версия для слабовидящих (модуль на сайт)».
На первом этаже для лиц с ОВЗ и инвалидов оборудована аудитория (первый этаж: позиция 34(ауд. Б - 111)) для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. В данной аудитории оборудованы специальные места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по одному месту по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения): первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске выделен стол у дверного проема, увеличен размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. Имеется мультимедийное оборудование (интерактивная доска, интерактивный дисплей, мультимедиа-проектор), документ-камера и переносная звукоусиливающая аппаратура.
Оборудовано помещение для самостоятельной работы (первый этаж: позиция 13 (ауд. Б - 104)). В помещении для самостоятельной работы установлен ПК с клавиатурой Брайля, ПК со звукоусиливающей аппаратурой, оборудовано рабочее место для лиц с нарушением ОДА с учетом подъезда и разворота на кресле-коляске.
Сформирована версия для слабовидящих оригинала сайта вуза с использованием программного модуля 1С: Битрикс «МИБОК: версия для слабовидящих (модуль на сайт)».
На прилегающей территории выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов.
При входе в здание имеется вывеска с наименованием образовательной организации, графиком работы с дублированием на рельефно-точечном алфавите Брайля.
Для обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, центральный вход учебного корпуса оборудован специальным пандусом с поручнями, дверной проем расширен и оснащен знаками доступности. Перед наружной и внутренними лестницами имеется тактильная плитка.
Имеется подъемник лестничный гусеничный для инвалидов - модель БК С100. Входная группа оснащена звонком для вызова персонала, а также осуществляется звуковое дублирование информации о доступности объекта.
Возле входной группы в здании имеется схема эвакуации, адаптированная для инвалидов и лиц с ОВЗ (мнемосхема).
Оборудовано место для собаки поводыря.
Обеспечена доступность путей перемещения внутри здания для различных нозологий. Двери и лестницы учебных корпусов оборудованы цветовой информацией для ориентации и навигации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Имеются в наличии средства информационно-навигационной поддержки. Информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве образовательной организации включает как визуальную, так и тактильную информацию. Перед дверными проемами, лестницами, поворотами путей имеется визуальная предупредительная информация о препятствии в виде контрастно окрашенной поверхности (плитка тактильная ПВХ – конус, плитка тактильная ПВХ – диагональ), имеются полосы с противоскользящим покрытием. На поручнях перил имеются наклейки, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для маломобильных студентов на 1 этаже: расширена кабина, установлены поручни, крючки для костылей, имеется кнопка звонка в дежурную комнату для вызова персонала.
В соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к средствам обучения и воспитания относятся: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». Средства обучения и воспитания ― обязательные элементы оснащения образовательного процесса, и Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования "Колледж Волжского университета имени В.Н. Татищева" располагает необходимым составом таких средств.
В целях обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в соответствие с их потребностями и возможностями, для организации учебного процесса предусмотрено использование приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования.
Для слабослышащих студентов на базе Колледжа предусмотрено мультемидийное оборудование. Так же ЭБС «ЗНАНИУМ» оборудована версией для слабовидящих. В целях создания условий по обеспечению обучения и воспитания в рамках инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ отделом социально-воспитательной работы Колледжа обеспечивается участие всех инвалидов и лиц с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, спортивно-оздоровительных, досуговых, иных внеучебных мероприятий. Информация о наличии средств обучения и воспитания для каждого направления подготовки и их приспособленности для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья представлена в разделе "Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов проведения практических занятий".
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский пункт | Медицинский пункт | 445020, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 6а | 0 | 0 | 50,3 | 50,3 |
Находится в цокольном этаже. Создана безбарьерная доступная среда. Приспособлен для студентов с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха. Обеспечена доступность путей перемещения внутри здания для различных нозологий. Двери и лестницы учебных корпусов оборудованы цветовой информацией для ориентации и навигации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Имеются в наличии средства информационно-навигационной поддержки. Информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве образовательной организации включает как визуальную, так и тактильную информацию. Перед дверными проемами, лестницами, поворотами путей имеется визуальная предупредительная информация о препятствии в виде контрастно окрашенной поверхности (плитка тактильная ПВХ – конус, плитка тактильная ПВХ – диагональ), имеются полосы с противоскользящим покрытием. На поручнях перил имеются наклейки, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. |
Медицинское обслуживание обучающихся и сотрудников Автономной некоммерческой организации среднего профессионального образования "Колледж Волжского университета имени В.Н. Татищева" осуществляется медицинским пунктом колледжа на основании ежегодно заключаемого договора с ООО Санаторий "Русский бор".
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов, сохранения здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в АНО СПО «Колледж ВУиТ» установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Для студентов с ограничениями движения проводятся занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. Студенты с нарушениями слуха и зрения могут выбрать подвижные занятия адаптивной физкультурой на открытом воздухе или в спортивных залах, а также занятия на специальных тренажерах общеукрепляющей направленности. Все занятия проводят профессиональные специалисты.
Учебные кабинеты Колледжа оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
В Автономной некоммерческой организации среднего профессионального образования "Колледж Волжского университета имени В.Н. Татищева" развёрнута сеть беспроводного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по технологии Wi-Fi. Имеются помещения для самостоятельной работы обучающихся, а также компьютерные классы, оснащённые компьютерной техникой с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Каждому обучающемуся в течение всего периода обучения обеспечен доступ (удалённый доступ) к электронной информационно-образовательной среде АСУ РСО СПО, электронно-библиотечным системам, современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам.
Доступные информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети с учетом применения их в учебном процессе:
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека | Библиотека | 445020, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, 16 | 18 | 1 | 169,1 | 3 |
Помещения находятся на 1 этаже, приспособлены для обучения студентов с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха. Организована доступная входная группа (есть подъемник лестничный гусеничный). Ширина дверных проемов соответствует СНиП 35-01-2001. Места для инвалидов, с увеличенным размером зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски, оборудованы одноместными столами, клавиатурой с нанесением тактильных кнопок, звуковой аппаратурой, при необходимости устанавливается проектор. Увеличена ширина прохода между рядами столов. Места выделены в первом и втором ряду у дверного проема. Выделен первый стол в ряду у окна для студентов с нарушениями зрения. |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Буфет | Буфет | 445020, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 6а | 20 | 5 | 70,46 | 8,25 |
Пн - Пт: 10.00-15.00 |
Буфет расположен на первом этаже. Планировка буфета приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Спортзал | Спортзал | 445020, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 6а | 0 | 0 | 312,3 | 312,3 |
В спортивном и тренажерном залах проводятся занятия по физической культуре. После занятий студенты занимаются в спортивных секциях. Приспособлен для обучения студентов с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха. |
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких поступающих.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
- вступительные испытания проводятся для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
- присутствие ассистента из числа работников колледжа или привлеченных лиц, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
- поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
- поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слабовидящих:
- индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
б) для глухих и слабослышащих:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
в) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;
г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.